3 рубля 2014 года
Храм Тхаба-Ерды, Республика Ингушетия


Качество: пруф
Металл: серебро 925/1000
Масса: 33,94 (±0,31)г
Диаметр: 39,00(±0,30)мм
Толщина: 3,30 (±0,35)мм
Тираж: 5000
Чеканка: ММД
Художник: Л.А. Евдокимова
Скульптор: А.Н. Бессонов
Оформление гурта: 300 рифлений

Аверс: в центре – эмблема Банка России (двуглавый орёл с опущенными крыльями, под ним – надпись полукругом "БАНК РОССИИ"), обрамленная кругом из точек и надписями по кругу – вверху: "ТРИ РУБЛЯ", внизу: слева – обозначения драгоценного металла и пробы сплава, в центре – дата выпуска "2014 г.", справа – содержание химически чистого металла и товарный знак монетного двора.

Реверс: на зеркальном поле диска – рельефное изображение высокого каменного строения под двускатной кровлей, слева – примыкающие к нему остатки стен, вдоль канта – надписи, вверху: "ИНГУШЕТИЯ", внизу: "ХРАМ ТХАБА-ЕРДЫ".

Храм Тхаба-Ерды – один из старейших христианских храмов на территории Российской Федерации, памятник культовой архитектуры. Расположен он в Джейрахском районе Республики Ингушетия, в глубине Ассинского ущелья. Точных документальных свидетельств о времени создания храма не сохранилось. Археологические раскопки, проводившиеся во время реставрации 1969-1971 гг., показали, что начало строительства храма относится к VIII веку. Дошедший до нас вид памятника относится к XIV-XVI вв. и насчитывает четыре строительных периода. Первый этап следует отнести к периоду до VIII века. Об этом свидетельствуют фундаменты, скрытые под апсидой главной церкви. Первоначально построенный храм, видимо, разрушился, и на этом же месте в IX веке он был возведен заново. Отделочные части, барельефы и некоторые детали этого периода, а также восточная часть храма в пределах апсиды, сохранились до наших дней. В процессе реставрационных работ выяснилось, что храм представляет собой трехцерковную базилику. К центральной церкви с северной и южной сторон примыкают боковые церкви. Третий строительный период относится к X-XII вв. Предположительно к этому периоду памятник был значительно разрушен. Были восстановлены стены южной, западной и северной сторон. Церковь в плане не менялась, была восстановлена лишь центральная часть. В этот же период в скульптурную композицию были вставлены элементы X-XII вв.: орнаментированный постамент для модели храма, модель купольного храма и плита с датирующей надписью. Четвертый этап строительства относится к XV-XVI вв. В этом периоде план храма значительно меняется. Внутри к северной и южной стенам главной церкви были пристроены сильно вытянутые пилястры, которые делят зал на четыре части.