50 рублей 2014 года
200-летие со дня рождения М.Ю. Лермонтова


Качество: пруф
Металл: золото 999/1000
Масса: 7,89 (±0,10)г
Диаметр: 22,60 (±0,15)мм
Толщина: 1,60 (±0,20)мм
Тираж: 1500
Чеканка: СПМД
Художник: А.Д. Щаблыкин
Скульптор: А.А. Долгополова
Оформление гурта: 134 рифления

Аверс: в центре диска – эмблема Банка России (двуглавый орел с опущенными крыльями, под ним надпись полукругом "БАНК РОССИИ"), обрамленная кругом из точек и надписями по кругу – вверху: "ПЯТЬДЕСЯТ РУБЛЕЙ", внизу: слева – обозначения драгоценного металла и пробы сплава, в центре – дата выпуска "2014 г.", справа - содержание химически чистого металла и товарный знак монетного двора.

Реверс: фрагмент автопортрета М.Ю. Лермонтова на фоне морского пейзажа с парусником на втором плане, вверху – даты: "1814" и "1841" и факсимильная подпись писателя.

Михаил Юрьевич Лермонтов (3/15 октября 1814 – 15/27 июля 1841) – выдающийся русский поэт, прозаик, драматург и художник. Родился в Москве в семье отставного офицера, убит на дуэли в Пятигорске. Михаил Лермонтов учился в Московском университете (1830-1832), окончил Санкт-Петербургскую школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров (1834). В 1837 г. за стихотворение «Смерть поэта», посвященное гибели А.С. Пушкина, был сослан в армию на Кавказ.

Разочарование в действительности, характерное для после декабрьских умонастроений (подавление восстания декабристов в 1825 г.), скептицизм, стремление к идеалу свободной и мятежной личности питали его ранние романтические стихи, а в зрелой лирике – и мечта о душевном покое («Дума», «И скучно и грустно», «Молитва», «Пророк», «Выхожу один я на дорогу», поэма «Мцыри», драма «Маскарад»).

Многие произведения Михаила Лермонтова пронизаны гражданским пафосом, патриотическим чувством (стихотворения «Бородино», «Поэт», «Родина»). Поэма «Демон» – символическое воплощение идеи бунта против «мирового порядка», трагедия одиночества. Лермонтов ввел в русскую поэзию стих, отмеченный энергией мысли и мелодичностью.

Роман «Герой нашего времени», насыщенный глубокой социальной рефлексией и психологическим содержанием, – вершина реализма Лермонтова. В то же время шла работа над социально-историческим романом «Вадим» (не закончен), где ультраромантические мотивы и стилистические ходы (родство «ангела» и «демона», «поэзия безобразности», языковая экспрессия) сопутствуют тщательной обрисовке исторического фона (восстание Пугачева). «Демоническая» линия продолжается в неоконченном романе из современной жизни «Княгиня Лиговская» (1836) и драме «Маскарад». Последней Лермонтов придавал особое значение: он трижды подавал ее в цензуру и дважды переделывал.